Туда и обратно. Чем обернулось путешествие Сеска в страну хоббитов
Станислав Рынкевич называет трансферную сагу Фабрегаса самой идиотской в современной истории «Барселоны».
Который из трансферов «Барселоны» за последние годы вы назовете самым неудачным? Вопрос для всех, кто проводит летние деньки, высунув голову в трансферное окно.
Златан Ибрагимович? Он идеально подходил клубу по техническим характеристикам, но не подошел по личным. Задействованный в сделке Это’о покинул бы «Барсу» в любом случае.
Дмитрий Чигринский? Гвардиола был влюблен в его типаж защитника, но игроку «Шахтера» требовалось время на адаптацию, а Сандро Роселю требовались наличные деньги, чтобы в срочном порядке покрыть краткосрочные долги. В Европе один лишь Ахметов готов был оперативно поставить такое количество кэша.
Энрике, Кейррисон? Юноши не виноваты, что они откаты.
При этом, совершенно не важно, сколько «Барселона» в каждом случае потеряла денег. Во-первых, каталонский клуб берет футболистов не для того, чтобы перепродавать. Во-вторых, трансферный рынок последних лет – это оруэлловская антиутопия. Какая разница, завышена цена на футболиста в четыре или семь раз? «Неймар 50 миллионов стоит, но никак не 100». Сюрреализм.
По-моему, самым идиотским, печальным и саркастичным трансфером «Барселоны» является путешествие Сеска Фабрегаса домой. Нет, в «домой» мало придыхания. На родину.
В 1997 году тренеры каталонского клуба «Матаро» прятали 10-летнего Франсеска от скаута «Барселоны» Родольфо Борреля. В буквальном смысле, не выпускали на поле, когда тот приезжал перед сезоном посмотреть на талантливых мальчишек. Как только Сеск сыграл 5 официальных матчей в команде, по правилам лиги он уже не мог присоединиться к другому клубу. «Барселоне» удалось договориться лишь о том, чтобы Фабрегас тренировался с их юношеским составом.
На следующий год Сеск присоединился к возрастной категории «Алевин А» в кантере «Барсы», где также играли Жерар Пике и Виктор Васкес, а позже к ним присоединился Лионель «Хорошо быть тихоней» Месси. К этому времени система воспитания молодежи в Ла Масии, внедренная Кройффом, работала как часы. Если футболист поступал в академию в 10 лет, а выпускался в 20, то за его плечами оставался курс из 2300 тренировочных сессий или 3070 часов впитывания простой философии «отдал, открылся».
Как и некоторые его товарищи по юношеской команде, Сеск был слишком хорош. Да, испанские законы несовершенны, из-за чего английским клубам вытаскивать таланты из молодежной академии любого испанского клуба легче, чем игрушку кран-машиной в магазине. Но это лишь часть общей проблемы. Для испанского футбола куда страшнее, что управляют клубами испанцы. Им то слишком душно, то слишком сонно, или давайте уже завтра. Если бы не упорство отдельных людей, история Лео Месси началась бы в другом клубе. У Сеска, как и у Пике, Альбы и многих других, таких людей не нашлось.
Прилетел вдруг волшебник в стеганом пуховике и забрал Сеска Фабрегаса в Англию. На этом для каталонской части зрителей экран погас, и только периодические трейлеры о лондонской жизни будущей звезды вызывали жгучую зависть. Общественное мнение все решительнее складывалось после каждого удачного матча Фабрегаса: наши бараны отпустили, а эти гады нас обокрали.
Информационная война началась летом 2009 года, когда «Барселона» вознеслась на футбольный олимп и балдела от перспективы стать еще более каталонской. «У меня есть мечта», – говорил когда-то Луи ван Гал и представлял 11 каталонских игроков в финале Лиги чемпионов. Фабрегас мог стать частью воплощения этой мечты. Программное заявление Хави о наличии у Сеска ДНК «Барселоны» стало первым выстрелом, за которым последовали второй и третий. Семья не просто вспомнила о блудном сыне, она звала его обратно стройным хором голосов.
Надо отдать Фабрегасу должное, он держался стойко (хотя болельщики «Арсенала» вполне могут думать иначе). Он действительно был очень благодарен Венгеру за все, что тот сделал. Он правильно отвечал в интервью, стаскивал с себя футболку «Барселоны» на праздновании титула чемпионов мира. И все же поддался зову сердца и крови. «Вопрос не в деньгах, Сеск просто хочет домой», – вздохнул Венгер и отпустил приемного сына.
О, что началось в Каталонии! С таким воодушевлением в сказках встречают наследного принца, который был потерян в детстве и выращен дельфинами. В священной цепочке плеймейкеров Гвардиола – де ла Пенья – Хави – ? – Тиаго было восстановлено важнейшее звено. Фабрегасу со всем пафосом вручили четвертый номер, который носил его нынешний тренер и абсолютный кумир детства Хосеп Гвардиола.
Удивительно, но похоже, никто в этой истории не задавался вопросом, а каким футболистом был Франсеск Фабрегас в 2011 году. Казалось, вопрос лишен смысла. Как это кто? Воспитанник «Барселоны», ученик Ла Масии. Вот только Сеск не был помещен в криогенную камеру в 2003 году, он уехал в другую страну доучиваться другим наукам. И воспитанником «Арсенала» он стал не в меньшей степени, чем воспитанником «Барселоны».
Шутка о том, что Сеск не прошел медосмотр, так как у него не было обнаружено ДНК «Барселоны», за несколько лет перестала быть смешной. В апреле этого года над ней не смеялось 52% опрошенных каталонским изданием Sport читателей, которые проголосовали за продажу Фабрегаса. При этом, уроженец Ареньс-де-Мар оставляет за собой очень приличную статистику: 42 гола и 48 голевых передач в 151 матче. За первые несколько месяцев в «Барселоне» он выиграл больше трофеев, чем за всю карьеру в «Арсенале». Но почему же этот период его футбольного пути оставляет привкус разочарования как у публики, так и у него самого?
Каталония, ослепленная своей иллюзией о Сеске Фабрегасе, не могла разглядеть самого Сеска Фабрегаса. Арсен Венгер не собирался делать из него преемника Хави. И это было хорошо видно в матчах полузащитника за сборную Испании, где до Евро-2008 он смотрелся одной из главных проблем команды. В итоге, на какой позиции ему нашлось место, где он преуспел? На позиции Лео Месси. Пусть не так эффективно, но там Сеску было комфортнее, чем в координационном центре середины поля.
И в клубе была та же ситуация. Когда тренерский штаб выдвигал Фабрегаса ближе к штрафной, он прекрасно взаимодействовал со старым товарищем Лео, раздавал передачи и забивал сам. Как только партия требовала от него работать в тылу, он страдал на поле. Несоответствие требований команды и возможностей игрока портило каждый сезон. Об этом было написано и на официальной странице «Барселоны» (только в каталанской версии) при прощании с игроком. Жутко некрасивый и неловкий текст, объясняющий, тем не менее, что с позиции клуба Сеск пропадал в важных матчах, а каждую весну играл хуже, чем осенью. Позднее в интервью футболист с этим согласился.
«Барселона» забрала игрока, в котором видела кого-то другого, вынудила разбить сердце тренеру и тысячам болельщиков «Арсенала», за 3 сезона не нашла ему оптимального места на поле и отдала без сантиментов обратно в Лондон. Да, с финансовой точки зрения жаловаться не на что, но повторю слова Венгера – не ради денег все это было затеяно, а ради мечты. Кто-то мечтал о нем как о капитане «Арсенала», кто-то – как о преемнике Хави, а сам он просто хотел вернуться домой. Теперь с иллюзиями расстались все.
Фото: Fotobank/Getty Images/David Ramos
Персоны ФК Барселона в новостях