Ох уж этот бесподобный чертяка

20.3.2014, 21:24

фото

На первый взгляд, кажется, что в данный момент нет особых поводов и причин говорить об этом человеке, ведь его история еще продолжает писаться, да и сезон текущий еще течет, к тому же в самом своем полноводном месте. Но я подумал: а когда? или: почему же не сейчас?

Следующим летом он, вполне возможно, уйдет из «Барселоны», и писать о нем поэтому будет еще более не ко времени, разве что приурочив свою писанину к собственно уходу – но, по моему вкусу, это будет все-таки не самый удачный момент и повод. Сразу же по итогам сезона этого? Но если он завершится для команды не торжественными фанфарами, то какой смысл будет по его окончании петь славную и звонкую песню игроку этой команды? – неуместно и несозвучно будет это. В то же время, в случае успешного, триумфального сезона героями первого плана будут совсем другие лица и ноги, а наш сегодняшний хлопец затеряется там где-то на плане втором; будет о ком говорить и кем восхищаться помимо него – уж где-где, а в «Барселоне» будет!.. То же касается чемпионата мира и сборной Бразилии. Не слишком мудрствовать и посвятить ему заслуженное и основательное произведение после завершения карьеры? Но ведь он не будет ее заканчивать в «Барселоне» или другом большом клубе, сам говорил, что будет спокойно и приятно доигрывать у себя на родине, в каком-нибудь тихом клубочке и незаметно для мира… И отдать тогда, в тот трогательный и тоскливый час ему должное будет, конечно, хорошо и правильно, но совсем уже не так животрепещуще и даже не так важно для вас самих, потому как его постать уже потихоньку исчезнет из вашего футбольного поля зрения, а его личность выветрится из вашей души.

Так я и пришел к выводу, что, как это ни странно, но вероятно именно сейчас и есть самое подходящее и лучшее время, чтобы о нем сказать. Знаете, ведь даже для него, такого особенного и яркого защитника, не обыденное дело в двух матчах подряд забивать с игры самой видной команде Англии.

Дани Алвес есть один из тех основных действующих лиц, одна из тех глыб, которые и сложили эту великую, легендарную «Барселону». Да, вы можете сколько угодно возражать последним двум эпитетам и роптать какие-то несогласия себе под нос, но даже и этот ваш ропот, и эта массовая гадостная ненависть – доказывают, что современная нам «Барселона» легендарна и явление исторического значения. Не столько даже двумя Лигами чемпионов, сколько самобытностью и непревзойденностью самой игры, впечатлениями и эмоциями, которые она своей игрой приносит. И Дани Алвес один из главных, кто эту вдохновляющую и восхищающую игру творит.

Даже присваивание прозвищ игрокам этой команды кажется чем-то подобающим и должным, будто они точно герои какой-то выдуманной людьми легенды и именам их тоже следует быть выдуманными. «Собрались как-то в давние века Гений, Иллюзиониста, Маэстро, Львиное Сердце, Пикенбауэр… на берегу Балеарского моря и стали играть в одну интересную игру…», – да? В этой связи отсутствие запоминающегося прозвища для Дани Алвеса я считаю решительным упущением, а если учесть, насколько этот человек характерен и неповторим, то это вообще недопустимый пробел. На самом деле, он ведь настоящая находка для писателя, драматурга, сценариста, он просто рожден, чтобы с него слепили какого-нибудь персонажа. Потому я и говорю о Дани Алвесе в первую очередь не отдельно, как о футболисте, а о его выдающейся футбольной личности в целом.

Выдающейся – не значит, белоснежно доброй и непорочной. Чтобы понять, что речь вряд ли идет об этом, нужно просто взглянуть на Дани Алвеса. Чего только в этом – по другому не скажешь – омуте зеленых глаз не увидишь, чего там только не намешано! О, да: там пляшет бразильская жизнерадостность и блаженствует развлеченье, твердеет там решительность и вспыхивает дерзость, есть там и злость, но рядом с тем еще более там сияет теплотою дружелюбность; мягко, но совершенно пленительно выблескивает в этих очах лукавство с хитростью, гуляет по ним фантазия с изобретательностью, много-много там веселия и извивающейся игривости, даже можно там заметить небольшую подлянковатость, но точно небольшую – так как она все-таки не в силах очернить прекрасному просторечному слову «чертяка» именно легкую его и положительную окраску; а на дне этих глаз, этих колодцев души ты можешь найти и верность… Удивительно богатый душевный сгусток, удивительно!..

Бразилия дала миру великое множество несравненных мастеров и ярких индивидуальностей, но все же больше одного лада – жизнерадостного и карнавального, как сама Бразилия; и венцом такого духа можно считать неподражаемого Роналдиньо, из которого этот праздник бил, как бьет из земли родник. Но среди всех этих многих мастеров и звезд, за все эти года, Бразилия, да и другая страна еще не дарила большому футболу такой характер, такую харизму, как Дани Алвес.

Вы хотя бы вообще смотрите матчи «Барселоны», вы видели, как он играет? Это настоящий театр одного актера в лучшем смысле этого слова. Подчас в матчах «Барсы» от лицезрения одного только Дани вы обретете позитивное настроение, если будете хоть немного внимательны и заинтересованы. Этот человек любит футбол мальчишеской, дворовой любовью, неудивительно, что он близко сошелся с Месси и что у Лионеля именно с ним образовалась лучшая связка на поле, при наличии и Хави, и Иньесты, и даже Фабрегаса; один только гол «Сосьедаду» красноречивее любых слов, а сколько еще подобных розыгрышей голами не завершаются; не удивительно – кроме того, что они изначально располагались рядом друг с другом на схеме, они прежде всего мыслят на одной волне. Но если Лео не особо выпускает переживания наружу, то Дани Алвес – это воистину ходячая душа, душа, всей своей многосочностью разливающаяся в окружающую среду через мимику, жесты и прочие движения.

фото

Пасуясь ли с партнерами, идя ли самостоятельно с мячом на противника, занимаясь ли отбором мяча, просто шагая или выбрасывая мяч из-за боковой (да что там – это чудо даже на предматчевом построении не может стоять как все нормальные люди), в общем, что бы он не делал, но в любом случае все время в нем чувствуется эта игривость, какое-то выделывание, артистическое выбражульничество, озорство, которые иногда бывают скованы строгостью момента, но тем не менее все равно присутствуют таясь в каждом движении, а часто они освобождаются и тогда уж раскрываются во всю красу. Вот соперник, перед которым он будто бы виляет хвостом и дразнит его, играет с ним в собачки, купился на его уловки – и Дани, ох и чертяка, обходит его и чуть ли не смеется на бегу от этого; или наоборот, его замысел раскусили и мяч отобрали – и он немедля, даже с какими-то нарочито усиленными взмахами рук и ног устремляется догонять свою не случившуюся жертву, нагло посмевшую выйти победителем из его же, алвесовской, забавы, и тут уже в дело может идти все, что угодно: обязательным образом включаются хулиганские руки, как бы невзначай толкающие, пихающие, хватающие и т.д. своего оппонента, присутствуют и мелкие удары по ногам, может быть и якобы неловкое по ним топтание, подножки и вообще любое шкодничество, любые, как говорится, выходки, которые только могут навредить оппоненту и которые в то же время еще не могут быть замечены судьей.

Хотя что уж тут говорить – часто, ходя по этой грани преступления и наказания, он ее переступает, и судья свистит в свой свисток, и тогда начинается следующее действие пьесы, и гамма чувств при этом переливается чуть не всеми красками радуги: порой он просто бранит самого себя или возмущается в сторону арбитра, рассекая, например, воздух кулаком, при этом еще – ой, не могу – размашисто наклонив корпус; то это изумительно невинное и горячее взывание к свистуну в попытке доказать, что это какая-то страшная ошибка и что он, на самом деле, ангел во плоти, и сопровождается это чуднейшими телодвижениями и минами, после чего все же следует профессиональная трусца на свое положенное место с этим абсолютно непременным классическим покачиванием полуопущенной головою с такой же классической лукавой ухмылкой на лице, содержащей в себе последние остатки показательного несогласия с решением арбитра… ; либо же он не спорит, а просто реагирует как какой-нибудь натуральный юный проказник, бежит от места своей пакости, махает по воздуху легкой рукой и с заразительной улыбкой и шаловливым взглядом, кривя подчас при этом физиономией, думает про себя: «ай, блин, засек меня!.. не прошел, собака, фокус!..». Порой у него все эти действия переплетаются и совмещаются, добавляются к ним новые рожицы и выкрутасы, ведь он не бывает шаблонен и скуп в своей кинесике, и каждый раз мы наблюдаем новое представление в его исполнении. Но спокойствия и равнодушия не встречается решительно никогда, на каждое, даже самое незначительное событие на лице его и теле отображается какое-то живое чувство в ответ.

Вот, например, когда он упускает какой-нибудь момент или играет не самым удачным образом, часто начинает искренне и страстно распекать самого себя за это, устраивает себе взбучку, которая состоит из гневной гримасы, каких-то воинственных дерганий руками и отчаянных ругательств, которые нам, слава богу, не слышно, а лишь видно; и оно продолжается в уже более стихшей форме в ходе той же трусцы на свою положенную позицию, только теперь вместо спокойного покачивания головой ею производятся какие-то резкие кивки или тычки, а на месте ухмылки его теперь выражение злое и недовольное; в это время он находится полностью в себе – про такое состояние и поведение человека в народе говорят «тихо сам с собою». А в другой раз может быть более снисходительным к себе и просто со своим хитрючим и азартным взглядом ударить вскользь одну ладонь об другую, как делают, когда что-то не получается.

Вот он встречает нападающих и отбирает мяч в защите – и он даже это не может сделать по-человечески, понимаете?.. Нет, он делает это исключительно по-особенному, не похоже на всех: что это за приставучее пританцовывание с хитренькими приемчиками – этому что, учили где-нибудь, хотя бы в одной футбольной секции? Ох уж мне этот Алвес… чертяка… издевается он над всеми – вот что я вам скажу, издевается и одновременно развлекает, а сам с этого, когда счет позволяет немного расслабиться и когда игра идет, подчас просто в открытую тащится, особенно когда какая-нибудь комбинация виртуозная получается и в последний момент срывается – иногда кажется, ему это даже лучше, что срывается, ведь такое ощущение, что от этого незавершенного процесса он получает еще большее удовольствие, чем от гола; и тогда, в полном азарте, блестит он белою своею эмалью во весь широко улыбающийся рот и огненно сверкает своими болотистыми зелеными глазами с обаятельною чертовщинкою – точно, будто торфяники там горят. А если же он наконец забивает, то начинаются традиционные бразильские танцы – и вот здесь-то уж он, что правда то правда, одинаков со всеми бразильцами; хотя даже тут его танцы почему-то получаются самыми стильными.

фото

Но, вероятно, целой книги не хватит, чтобы описать все многообразие телесных, но в то же время душевных выражений, которые Дани Алвес являет на поле в своей живейшей увлеченности игрой. На это нужно только смотреть.

Немудрено, что имея такую натуру он нередко заигрывается, переигрывает. Вообще, в «Барсе», если никого не забыл, есть три игрока, которые частенько переигрывают: Алексис Санчес, Серхио Бускетс и, собственно, наш Дани Алвес. Первый перебарщивает несознательно, по какому-то деревенскому неведению, вертясь в своей индейской, только ему понятной ритуальной пляске, по пять раз тщетно (потому что по пять раз) обыгрывая одного и того же защитника; второй не ищет легких изъезженных путей из-за своей высокой интеллектуальности и, видимо, от пресыщения этими легкими путями. Дани же Алвес переигрывает примерно по той же причине, что и Бускетс, то есть из-за брезгливости к простым решениям, только желание сыграть позакрученнее да позаковыристее у него намного более искренное и задорное, беспамятно пылкое. Между тем основную часть своих действий он все же исполняет четко и это периодическое перегибание в некоторых эпизодах не делает его игру совсем уж пижонской и легкомысленной. Вся его вышеперечисленная незаурядность, конечно, никуда от него не девается и в случае самой строгой тренерской установки, но при всем своем богатстве личности и свободе самовыражения он горазд сыграть чрезвычайно собранно и серьезно, отлично воплощая на поле задумки тренера; исполнительность и хваткость настолько в нем развита, что ежели ему определят поостепениться в атакующей прыти и посторожить, закрыть свою непосредственную оборонительную зону, то он в полном состоянии закрыть и эту зону и противника, который будет в ней находиться, кем бы этот противник не был. То есть я не знаю, смог бы он скушать Месси, есть у меня, конечно, большие сомнения на этот счет, но, например, Роналду он закрывал не раз, а тех, кто попроще – так и подавно. В общем, его эта особая, приставучая и надоедливая манера отбора мяча вместе с блестящим чтением игры, природной ловкостью и скоростью делают его едва ли не идеальным защитником и, в частности, при игре один в один.

Другое дело, что часто и долго сковывать его жестко в защите выйдет себе же дороже: во-первых, это рискованно тем, что Дани просто-напросто может взбунтоваться против такого неуважительного и грубого применения своего футбольного сиятельства, а во-вторых, глупо лишать самого себя такой яркой атакующей силы, какой Алвес является. Ведь попробуй найди еще такого творческого игрока даже среди нападающих и полузащитников. Потому его Гвардиола не единожды выдвигал по ходу матча на чистую позицию правого нападающего и это имело решающее значение для победы, особенно в этом плане вспоминается одно из классико, когда «Барселона» в 2011 году выиграла в Мадриде 3:1; потому только он может, на самом деле играя защитника, как ни в чем не бывало и как будто так и надо, в двух матчах подряд забивать в ворота, может быть, сильнейшей команды Англии, что, еще раз подчеркну, людей нисколько не удивляет – это же Алвес. У «Барселоны» есть четыре отличных форварда (назовем и Месси отличным форвардом, так уж и быть), но очень часто забывают либо вообще не думают, что еще у нее есть скрытый атакующий потенциал в лице Дани Алвеса, который всегда при надобности можно использовать непосредственно в атаке, и который, к слову, и используют. То есть он тоже является преимуществом «Барселоны», ее козырем – цепким и в лучшей своей форме непроходимым защитником, который небольшим манием руки главного тренера превращается в чудесного игрока нападения.

Единственный недостаток и проблема Дани Алвеса – это то, что он не может раздвоиться. От этого и страдает. Но от этого страдали все его бразильские предшественники, которые, играя номинальных защитников, больше любили атаку. И он по праву стоит с ними в одном ряду, хоть и не выиграл еще чемпионат мира. Он уже вписал свое имя в футбольную летопись как лучший правый защитник своей эпохи, но это полбеды – вопрос в том, что его неповторимый характер вообще делает его уникальным человеком в истории ножной игры с мячом.

Безусловно, уходящие за спину года высасывают и уносят с собой живительную силу человека, и даже Дани Алвес не может от этого уберечься и порою заставляет находить себя более бледным, суховатым и менее страстным в своих переживаниях; это же незаметно ускользающее время принуждает его, возможно, чаще ошибаться нежели ранее. Но даже в таком возрасте, утратив первую свежесть молодости, он более живописен и колоритен, чем все молодые. И он еще продолжает украшать эту игру.

Да, друзья, футбол – это лишь игра, а не жизнь. Но футбол больше, чем просто игра – это целая жизнь. Жизнь, богатая самых пестрых и интересных явлений, полная самых разных и противоречивых чувств и впечатлений, позволяющая нам отвлечься и в нее вовлечься, обрести в ней отдушину и отраду, а мгновениями даже и настоящее счастье… Жизнь, где титулы, результаты и статистика занимают, может быть, главную, но совсем маленькую ее часть. И жизнь, в которую Дани Алвес привносит своей личностью непревзойденную красочность и очарование.

Ох уж этот бесподобный чертяка!..

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:


Персоны ФК Барселона в новостях


Наша группа Вконтакте
Лента новостей: