ИССР. Уроженцы советских республик на футбольных полях Испании

30.3.2014, 00:21

В этом сезоне испанский футбол пополнился сразу тремя выходцами из бывших государств советского союза. Денис Черышев начал нынешний сезон в «Севилье», украинец Александр Яковенко зимой перешел в «Малагу», а на днях за старший состав «Сарагосы» дебютировал россиянин Антон Швец.

А потому, сейчас самое время вспомнить всех «наших» футболистов, отметившихся в испанской «Примере» за последние годы.

Александр Кержаков

«Севилья» (2007-08)

Трансфер Кержакова в «Севилью» казался крайне загадочным событием. Все-таки, когда россиянин пополняет состав европейского топ-клуба (каковым тогда был андалусийский коллектив), то этот футболист, как правило, переживает пик своей карьеры. За примером далеко идти не надо – нынешний одноклубник Кержакова — Андрей Аршавин переходил в «Арсенал» главной звездой российского футбола. А вот Александр, напротив, при отправке в Европу находился на спаде и буквально не находил себе места в родном «Зените».

Тогда, посреди сезона 2006 года, в Питере наметились радикальные перемены, связанные с мощным потоком нефте-газовых денег. В команде сменился тренер – вместо Петржелы пришел Дик Адвокат. Пришли и новые футболисты, в частности нападающий Фатих Текке, купленный за 10 миллионов евро и пообещавший забить 40 (могу ошибаться) мячей за два года.

После таких ярких речей основным центрфорвардом стал именно самоуверенный турок, а Кержаков, начинавший сезон игроком старта, оказался в запасе. Я бы даже сказал глухом запасе. Зачастую Адковат куда охотнее доверял место в стартовом составе не Кержакову, а ветерану Панову, вернувшемуся в питерский коллектив.

В общем, картина была безрадостная. Ещё хуже она стала в межсезонье, когда «Зенит» начал крупномасштабное наступление на трансферном фронте. Питерский клуб начал переговоры о трансферах Погребняка и Домингеса, после чего стало ясно, что на своего воспитанника Кержакова тут больше не рассчитывают. Будущее талантливого нападающего оказалось покрыто туманом.

Но тут на фоне всего этого, футболист переходит в «Севилью». Команду дважды к ряду бравшую Кубок УЕФА, команду ставшую реальным конкурентом «Барселоны» и «Реала» в борьбе за испанское чемпионство.

Казалось, что подобный переезд просто обречен на провал. Особенно, если учесть что в «Севилье» и без Кержакова хватало нападающих. Среди них выделялась ставшая классикой связка Луиша Фабиано и Фредерика Кануте. Первый был основным нападающим сборной Бразилии, а второй, так на секундочку, был признан лучшим игроком Африки 2007 года. Кроме того, в резерве ждал своего шанса уругвайский сборник Чевантон, а также местный воспитанник Кепа Бланко, считавшийся весьма перспективным малым.

Но, вопреки всему, российский форвард в новом коллективе заиграл и даже начал забивать. Уже во втором матче за «сивилистов» — против «Леванте» Александр отметился мячом и голевой передачей. А вскоре наступил и звездный час Кержакова – игра против «Барселоны», завершившаяся победой 2-1. И россиянин тогда поучаствовал в обоих мячах — сперва забил сам, а затем заработал штрафной блестяще реализованный Дани Алвесом.

В общем и целом, Александр провёл очень неплохой сезон. Особенно если учесть, что ему пришлось адаптироваться к новой лиге и вплетаться в игру команды уже по ходу чемпионата. Не стоит забывать и то, что россиянин играл на фоне колоссальной усталости.

РПЛ тогда функционировал по системе весна-осень и сложилась такая ситуация, что Кержаков сперва отыграл полный сезон в России, а затем без передышки отбегал ещё полгода в Испании. Что не помешало ему оставить очень приятное впечатление своей игрой, забить 7 мячей за свой новый коллектив и отдать 2 результативных передачи.

Следующий сезон начинался ещё оптимистичней – форвард забил гол в матче первого тура против «Хетафе», затем отметился дублем в андалусийском дерби с «Рекреативо». Всё настраивало на позитивный лад. Казалось, что теперь, немного переведя дух и пройдя полноценную предсезонку в Испании, Кержаков покажет себя ещё ярче.

Но дальше, к сожалению, начались проблемы. Новый тренер «Севильи» Маноло Хименес не рассчитывал на Кержакова, как его предшественник Хуанде Рамос. И, несмотря на продуктивный старт сезона, русский форвард оказался на нижней ступени иерархии местных нападающих. После смены «энтренадора» он даже потерял формальную роль первого игрока на подмене Фабиано и Кануте. Эта функция отошла новобранцу Аруна Коне за которого заплатили рекордные для «Севильи» 12 миллионов евро. Огромный, по местным меркам, ценник буквально довлел над Хименесом. Тренеру нужно было как-то оправдывать подобные траты и он давал ивуарийцу значительно больше игрового времени, нежели Кержакову.

Кроме того, вся команда в целом угодила в тяжелейший игровой кризис из которого выбралась уже после ухода российского форварда. Зимой, Кержаков был продан в московское «Динамо».

Удивительно, но тогда «Севилья» умудрилась неплохо заработать даже на продаже своего резервиста. Кержаков, купленный «красными» за 5 миллионов евро, после полутора лет в Испании подорожал до 8-ми. Как ни крути, а селекционная служба «Севильи» в те времена работала на уровне признанных мэтров данного жанра – дельцов из «Удинезе» и «Порту».

Александр Глеб

«Барселона» (2008-09)

Вот уж для кого из наших соотечественников, переезд в Испанию обернулся полным фиаско, так это для Алесандра Глеба. Беларус переходил в «Барселону», как игрок стартового состава «Арсенала» и лучший футболист СНГ после, разумеется, Андрея Шевченко. Данный трансфер смотрелся очень многообещающе.

Игроки современного «венгеровского» «Арсенала» всегда считались хорошо совместимыми с каталонской моделью игры. «Канониры» исповедуют схожий комбинационный стиль, с акцентом на короткие передачи, взаимозаменяемость футболистов и активный прессинг на чужой половине поля.

Ко всему прочему, в межсезонье у «Барселоны» прошла масштабная чистка состава, которая коснулась и позиций Глеба – флангов и зоны атакующих хавбеков. Каталонцы распрощались с Роналдиньо, Деку и Джованни дос Сантосом. Путь в состав для беларуса был фактически расчищен. Казалось бы, созданы все условия, чтобы хавбек раскрылся, но у него почему-то не вышло. И казавшийся попаданием в яблочко переход Глеба обернулся полным фиаско. Тут даже конкретные причины найти сложно, но я все-таки попытаюсь.

Во-первых, Гвардиола в своём дебютном сезоне старался сохранять максимально стабильный состав. Тому, разумеется, были причины – Пеп хотел добиться предельной сыгранности стартовой обоймы, довести их взаимодействия до уровня инстинктов. И группа атакующих хавбеков – нападающих была максимально статичной в плане своего кадрового наполнения. Место Хави, Иньеста, Месси, Это’О и Анри в стартовом составе практически не обсуждалось. Вытеснить кого-то из них Глебу было просто не под силу. А ротация состава при раннем Гвардиоле была не такой активной. Если сейчас Мартино активно варьирует тройку Хави-Иньеста-Сеск, периодически находя игровое время и юному Серхи Роберто, то в 2008-м подобного и близко не было.

Во-вторых, Глеба серьёзно подкосили травмы. Игрок получил повреждение на самом старте сезона, успев отыграть всего 2 встречи за новую команду. С 3-го по 6-й тур Александр находился в лазарете, а после этого очень долго восстанавливал форму.

Зато в ноябре месяце, когда Глеб набрал оптимальные кондиции, белрус стал показывать качественную игру. Александр отметился 3 голевыми передачами в 4 матчах, стал появляться на поле с первых минут. Казалось, чёрная полоса в жизни Глеба наконец-то сменилась белой и тут его вновь настигают травмы. В итоге, метанье между лазаретом, физиотерапевтами и командой продлилось практически весь сезон.

Перечисленные проблемы осложнялись ещё и тем, что была не совсем понятна функция и задача Глеба на футбольном поле. В «Барселоне» так до конца и не определились где же использовать беларуса. В «Арсенале» Александр появлялся то в центре, то на фланге полузащиты и его универсальность считалась сильной стороной. Для каталонцев это оказалось скорее недостатком. На флангах Александр существенно уступал Анри и Месси в скорости и умении обострять игру. А в центральной зоне, даже такой умный хавбек, как Глеб меркнул на фоне сверх-разума Хави и Иньесты.

За весь сезон в Каталонии беларус провёл 29 встреч в разных турнирах и лишь 15 начал в стартовом составе. Разумеется, при таких условиях игрок не смог отметится ни качественной игрой, ни привычной статистической цифирью (всего 3 результативные передачи за год). Получилась очень досадная трансферная осечка, которая пошатнула карьеру талантливого хавбека.

Начиная со следующего сезона, беларуса стали гонять по арендам из одной команды в другую. Дошло до того, что Глеб оказался в самарских «Крыльях» и даже дебютировал в чемпионате родной Беларуси (Александр начинал карьеру в Германии). Заиграть на своём привычном уровне ему, однако, так и не удалось.

Дмитрий Чигринский

«Барселона» (2009-10)

Как-то не везёт славянам в Каталонии. Игорь Корнеев в своё время сподобился лишь на один гол за «сине-гранатовых», Глеб тоже, мягко говоря, не заиграл. А уж Чигринского и вспоминать страшно, про такие переходы либо хорошо, либо вообще ничего.

Честно говоря, до сих пор остается не совсем понятна причина, побудившая подписать Дмитро. Обычно трансфер складывается из двух факторов – игровой необходимости команды усилить конкретную позицию и соответствия уровня новобранца притязаниям коллектива. Получается немного видоизмененная формула спроса \ предложения из рыночной экономики.

В случае с переездом Чигринского не было ни первого, ни второго. За каким чертом команде понадобился украинский защитник – до сих пор загадка. В составе каталонцев уже была стабильная пара центрбеков Пике – Пуйоль, в запасе сидели матёрые легионеры  Маркес и Милито. На самый крайний и пожарный случай позицию в центре могли надёжно закрыть Абидаль, Яя Туре и Бускетс. К чему тут был Чигринский, не совсем понятно, а вернее — совсем не понятно.

По своим игровым качествам украинец ничем не превосходил защитников, имевшихся в обойме каталонцев. Разумеется, если не брать в расчет возраст. За исключением Пике, остальные центрбеки «Барсы» были уже не молоды. Но если бы переход дончанина был покупкой на перспективу – его бы наверное не продали обратно следующим же летом.

Меж тем, никакого реального усиления здесь и сейчас защитник тоже не приносил. Чигринский так и сидел мертвым грузом на скамейке запасных, а журналисты терялись в догадках, зачем этот человек понадобился Гвардиоле.

Доходило до смешного – порой Пепу приходилось менять обоих центральных защитников прямо по ходу матча. И это были не вынужденные перестановки из-за травм, тренер просто пытался хоть как-то изыскать игровое время резервистам. Выпускал Чигринского и Маркеса вместо Пике и Пуйоля на последние минуты практически выигранного матча.

И это при том, что менять центрбеков по ходу встречи без веских причин как-то не принято. Однако, выбора у Гвардиолы практически не оставалось – талантливых защитников было слишком много, а опробовать схему с тремя центр-беками Пеп решит лишь через два года.

За тот сезон Чигринский отыграл всего 14 матчей и не смог доказать ни своей состоятельности здесь и сейчас, ни каких-то колоссальных перспектив на будущее.

В итоге, следующим летом игрок вернулся в «Шахтёр», подешевев с 25 миллионов евро до 15.

Марюс Станкявичюс

«Севилья» (2010)

«Валенсия» (2010-11)

За свой короткий испанский вояж, Станкявичус успел достаточно продуктивно поиграть сразу в двух топовых клубах. Сперва были полгода на правах аренды в «Севилье», а затем и полноценный сезон в «Валенсии». Но, обо всем по порядку.

Несмотря на прибалтийское гражданство Марюс целиком и полностью воспитанник итальянского футбола. Именно здесь он начинал свою взрослую карьеру и дослужился до «Сампдории», которая по тем временам была крепким орешком, регулярно выступавшим в еврокбуках.

Ну, а потом Станкявичус получил шанс поиграть в «Севилье», что было для него ещё одним серьёзным шагом вперед. Андалусийцы рвались в элиту европейского футбола – команда уверенно шла по дистанции чемпионата Испании, также «красные» пробились в плей-офф Лиги чемпионов. Это был своеобразный пик «Севильи» времен Маноло Хименеса и литовский защитник с энтузиазмом воспринял приглашение из испанского клуба.

Ведь мало того, что команда была диво как хороша, так ещё и позиция правого защитника оказалась вакантной. Абдулай Конко, взятый на место проданного Дани Алвеша, получил серьёзное повреждение и выбыл практически до конца сезона. А у его сменщика Серхио Санчеса возникли проблемы ещё серьёзнее – болезнь сердца, которая могла стоить ему карьеры.

И тут на выручку андалусийцам пришел Станкявичус. «Севилья» арендовала игрока до конца сезона с возможной опцией выкупа. Литовец сходу стал железным игроком стартового состава и завоевал вместе с командой кубок Испании. Да и своей игрой Марюс оставил очень неплохое впечатление. Несмотря на высокий рост (190 сантиметров) он оказался очень мобильным и достаточно координированным латералем. В этом он чем-то напоминал крайнего защитника «Валенсии» Жереми Матьё. Кроме того, годы, проведенные в строгой Серии А, сделали его очень грамотным и тактически подготовленным игроком. Да и вообще, на тот момент Станкявичсу считался, ни много ни мало, лучшим футболистом Литвы. Причем, данную премию он получал два сезона кряду.

Несмотря на качественную и добросовестную работу, Станкявичусу не удалось задержаться в столице Андалусии. Новый тренер «Севильи» Антонио Альварес решил сделать ставку на новобранцев – Мамуду Дабо и универсала Мартина Касереса. А контракт Марюса выкупать, так и не стали.

Впрочем, литовец уже сделал себе отличную рекламу в «Примере» и новое предложение от топовой испанской команды не заставило себя ждать. Очередным пристанищем балтийского скитальца стала «Валенсия» Уная Эмери. Изначально, Марюс брался именно как правый латераль, но со временем стало понятно, что вытеснить из состава Мигеля или Бруно литовцу просто не под силу.

Тут Эмери и пришла в голову смелая, неожиданная мысль – поставить литовца в центр обороны. В принципе, для Уная это достаточно стандартный ход – он привык искать у игроков скрытые таланты и использовать их на непривычных позициях. И, стоит признать, с переквалификацией Станкявичуса тренер попал в яблочко. Литовец стал постоянным игроком стартового состава и отыграл вторую половину сезона практически без замен.

На новой позиции пригодилось как богатырское телосложение Станкявичуса, так и его тактическая выучка, полученная в Италии. Казалось, что игрок наконец-то нашёл свою команду, однако его контракт вновь не стали выкупать. «Валенсия» следующим летом приобрела сразу двух сильных центральных защитников – Адиля Рами и Виктора Руиса. А потому и необходимость в литовском легионере просто отпала.

Вадим Демидов

«Реал Сосьедад» (2011-12)

«Сельта» (2013)

В отличие от других героев данной статьи, Вадим не имеет паспорта пост-советской республики. Но он, как это сейчас модно говорить, «рожденный в СССР», причем рожденный в потомственной спортивной семье. Его отец – известный гандболист, игрок сборной советского союза – Сергей Демидов. После развала державы, семья уехала из Риги и обосновалась в Норвегии, чьи цвета Вадим и защищает на уровне национальных команд.

Клубная карьера Демидова также начиналась в суровых скандинавских землях. Его первыми клубами были местные аутсайдеры, балансировавшие между 1-й и 2-й лигой. Но в 2008 году у Вадима сбылась мечта любого норвежского мальчишки, занимающегося футболом – он получил приглашение из «Русенборга». А после трех успешных сезонов в главном клубе страны, Демидов получил шанс поиграть в топовом чемпионате. Игроком заинтересовался испанский «Реал Сосьедад».

Баскам нужно было укрепить состав и универсальный Демидов, способный закрыть несколько позиций, оказался очень кстати. Немаловажным фактором стало и то, что контракт норвежца с «Русенборгом» истекал и его можно было подписать на правах свободного агента. По слухам, тогда «Сосьедаду» удалось перехватить Демидова из лап богатых российских клубов – «Спартака», «Зенита» и «Рубина».

Вадим сразу же стал игроком стартового состава басков, выступая на проблемной для команды позиции центрального защитника. При этом, время от времени он появлялся и в более привычной роли опорника.

К сожалению, следующий сезон в Сан Себастьяне оказался не столь успешным. Новый тренер Филипп Монтанье делал ставку на местную доморощенную молодёжь. При нём всё больше игрового времени стали получать Иньиго Мартинес и Асьер Ильяроменди – прямые конкуренты Демидова на его профильных позициях. Вадим получал куда меньше игрового времени. Фактически, за полный сезон он наиграл столько же, сколько и за половину предыдущего, когда переехал в Басконию зимой.

Потому было принято взаимовыгодное решение продать игрока, благо покупателей было немало. Новым пристанищем норвежца стал немецкий «Айнтрахт», где он рассчитывал получать больше игровой практики. Ну, а «Сосьедад» получил небольшую денежную компенсацию и больше возможностей для развития местных вундеркиндов.

Правда в новом коллективе Вадиму пришлось ещё тяжелее, чем в последний сезон за «Сосьедад». Игрок так и не сумел прижиться к немецкому чемпионату и вскоре вновь оказался в «Примере». На этот раз игрока арендовала галисийская «Сельта», экстренно искавшая усиление на вторую половину чемпионата.

Демидов успел отпахать чёртову дюжину матчей на позиции центрального защитника и помог «кельтам» сохранить прописку в высшей лиге. Играл Вадим на привычно высоком уровне и оказался намного полезнее раскрученного Даниэля Праньича, подписанного «Сельтой» в то же трансферное окно.

Подписывать  полноценный контракт с Демидовым галисийцы не стали. В «Сельту» пришел Луис Энрике – тренер с про-каталонской философией к которой подходят далеко не все игроки. И новый «энтренадор» как-видимо просто не видел Вадима в качестве элемента своей версии «тики-таки».

Поделитесь в социальных сетях:

Комментарии:


Персоны ФК Барселона в новостях


Наша группа Вконтакте
Лента новостей: